Всеволод
Дмитриев
художественный
критик
1889-1919

«Аполлон», Ноябрь – декабрь 1916 г. №№ 9-10

 

НОВЫЕ КНИГИ. Каталог музея Императорской Академии Художеств. Русская живопись. Издание И.А.Х. Печать худ.-граф. Заведения «Унион», П.1915.

 

Необходимость нового каталога академического музея чувствовалась очень и очень давно. До самых последних лет посетителю этого забытого публикой и администрацией и тем не менее чрезвычайно ценного собрания русских картин предлагали стариннейший каталог, составленный еще А.И.Сомовым в 1872 г. (sic!) Кроме того, что в сомовский  список вошла только ничтожная часть теперешнего состава галереи, в нем описывался целый ряд картин, уже  н е   б ы в ш и х  в музее, а переданных в 1897 г. в Русский музей. Итак, нам надо поздравить нашу alma mater не с выпуском каталога, т. к. она  о б я з а н а была это сделать, и давно была обязана это сделать, а с тем, что она уничтожила наконец один из печальных знаков своего служебного нерадения. С 1872 года удовлетворяться одним каталогом для музея, непрерывно растущего и меняющегося в отдельных частях – это пример классический! Правда, в последние годы Академия Художеств принялась издавать книги (чего она раньше решительно не терпела) и – что удивительно – хорошо издавать... В добрый час!

Хорошо издана и данная книжка, хотя ради выдержанности общего тона (коричневый тон печати и желтоватый бумаги) краска репродукций была взята сугубо-асфальтовая, в ущерб отчетливости изображения. В печати уже успела возникнуть целая полемика вокруг этого каталога и его составителя С.К.Исакова. А именно: не в меру чувствительное к памяти своего патрона – Общество имени Куинджи сочло оскорбительными некоторые сведения в curriculum vitae А.И.Куинджи, приложенном к описанию имеющихся в музее картин славного нашего пейзажиста. Между тем, на наш взгляд, сообщение о том, что Куинджи хотя и покрасил в юности Айвазовскому забор, но все же в ученики им не был принят, или что он провалился дважды на экзаменах в Академию, только указывает на упорство, с которым Куинджи, несмотря на  тяжелые условия, добивался заветной цели. Впрочем, «обида» куинджистов приводится нами лишь как пример тех препон, часто ничего не имеющих общего с искусством, которые приходится преодолевать каждому работающему под сенью Академии Художества. Сама идея, которой руководился С.К.Исаев при своей работе, очень хороша: «Академический музей – это музей Академии Худжеств». Отсюда вполне определенно намечаются и роль галереи, и задача ее каталога: собирать материал для характеристики той роли, которую существующее при Академии высшее художественное училище играет в общем ходе русской художественной жизни». Ограничивая так свою роль, музей Академии Художеств не только не обесценивает себя, но наоборот, только выясняет и определяет свою подлинную и значительную ценность. Надо лишь пожелать, чтобы так же умно, как устранял академический музей всякую возможность соперничества с такими картинными хранилищами, как Русский музей или Третьяковская галерея, и эти последние музеи и выяснили свои взаимоотношения. Тогда мы бы увидели богатую и планомерную работу всех четырех (включая  Румянцевский музей) наших государственных хранилищ – могущих без   в с я к о г о   соперничества прекрасно дополнять одним другое. Только бы была ясно определена задача каждого, как прекрасно выяснил ее себе музей Академии Художеств!

Кроме основной задачи – быть музеем Академии Художеств – названная галерея берет на себя еще и другую, тоже очень интересную: собирать произведения художников, хотя уже не связанных прямо с Академией Художеств, но  «представляющих особый интерес для учеников Высшего художественного училища». Такое собирательство началось пока весьма удачно. Мы имеем теперь возможность видеть   ф е д о т о в с к у ю   акварель «Всё холера виновата», в р у б е л е в с к и й    эскиз «Сцена из римской жизни»; очень зорко были выбраны на недавних выставках   С е р о в (два рисунка к басням и эскиз «Навзикаи»), Р е п и н («Гоголь и о.Матвей»), Р я б у ш к и н  («Ожидание новобрачных»), наконец, чрезвычайно важным приобретением музея является купленная в 1903 г. прекрасная программная работа   А л е к с а н д р а    И в а н о в а – «Иосиф в темнице».

Почин, сделанный Академией к оживлению общественного внимания к ее забытому, но значительному музею, - вышел удачным. Остается пожелать, чтобы дело не остановилось на полдороге. Музей сейчас кажется спрятанным где-то в недрах громадного здания Академии. Не сделано для оповещения публики самой простой вещи -  н а д  п и с и   с соответствующими указаниями у входной двери с улицы! Этот недосмотр представляется нам еще одной причиной, почему «широкая публика»  мало знакома с академическим музеем вообще и с имеющимся в нем собранием русской школы живописи, в частности», кроме указанного С.К. Исаковым постоянного заполнения зал музея периодическими выставками.

                      Вс.Дм.