Всеволод
Дмитриев
художественный
критик
1889-1919

ж-л "Аполлон" (ХЛ), № 1, 1915

 

Г.К.ЛУКОМСКИЙ. Вологда в ее старине. Описание памятников художественной и архитектурной старины, составленное и изданное при участии членов Северного кружка любителей изящн. искусств. СПБ.1914.Ц. 3 р. 75 к.

 

Если мы сравним  «Вологду»  с  «Костромой»  (изданной тем же автором в 1913 году), то заметим существенные изменения в самом плане изданий. Там – в  «Костроме» - основным желанием автора было  «вызвать симпатии к художественному облику города и к сохранившейся в нем старине». Здесь же – в  «Вологде» -  «составитель надеется... что эта книга, если и не поможет выяснению исторических данных о возникновении тех или иных построек, то послужит, однако, некоторым подспорьем при обзоре памятников старины Вологды, а также даст впервые хотя бы краткие сведения о малооцененных до сих пор фресковых росписях, иконах и постройках эпохи Екатерининского, Александровского и Николаевского классицизма в Вологде.»*)

Задача  «вызвать симпатии» уступает свое место другой – быть  «подспорьем при изучении памятников старины». Скажем яснее: в «Костроме»  важен был   а в т о р, заражавший своим восхищением и заставлявший нас, читателей, «народ непосвященный», - близко почувствовать и полюбить эту  «старину». В  «Вологде» же – только   с о с т а в и т е л ь, предоставивший нам самим преодолевать наше равнодушие  «непосвященных»  и вникать во все изобилие  «кусочков старины», собранных с большим тщанием и трудолюбием. От  «Костромы»  к  «Вологде» - это путь от  «книги»  к  «путеводителю». Одновременно нам хочется и приветствовать это изменение, и жалеть... Приветствовать – так как нам кажется несомненным, что во всех областях русского искусства наступило время перейти от бессистемного  «любования» и поверхностного  «любительства»  к историческому изучению и научному знанию. Жалеть... в данном случае жалеть о тех страницах  «любования», что так удачно оживили и спаяли в одно целое  «Кострому» и которых нет в  «Вологде».

Как  «введение» в научное изучение местной старины, «Вологда»  вполне хороша. Здесь выполнена трудная, кропотливая,  «черновая»  работа по своду разбросанных по Вологде, ее закоулкам и окрестностям, драгоценных остатков истории и творчества – в единый   м у з е й  (и поражаешься – каким обильным, настойчиво требующим изучения музеем оказалась Вологда!). Всю важность труда оценит каждый, кому приходилось изучать какую-либо из областей прошлого нашего искусства и перед которым всегда непреодолимыми препятствиями вставали – скудость, отрывочность, недостаточность материалов и источников. Как за образчик полноты и добросовестности этого  «путеводителя» и  «справочника»  по Вологодской старине укажем хотя бы его    б и б л и о г р а ф и ю, называющую много новых или, вернее, забытых источников,  извлеченных из Вологодских, Губернских, Епархиальных и Клировых Ведомостей.

Заканчивая нашу параллель между  «Костромой» и  «Вологдой» - укажем  несомненное уже превосходство внешнего облика второго издания над первым. Более отвечающими задачам книги представляются нам и самый размер ее, и шрифт, и выбор бумаги, и, наконец, рисунок обложки, исполненный С.Чехониным.

                                           Вс.Дм.

*)»Вологда», стр. 14